Алексей Транцев и Алексей Мутин лишились рук в результате электротравмы. Спустя годы они виртуозно овладели бионическими протезами, и живут как обычные люди. Только остро не хватает возможности чувствовать руками — ощутить тепло, холод, воду или дотронуться до любимой девушки. Тем временем ученые разрабатывают систему очувствления протезов рук. Смогут ли они создать искусственные ощущения и что стоит за научными открытиями?
Более ста лет ученые изучают физиологию сна. Ученый Иван Пигарёв провел сотни экспериментов и выдвинул новую гипотезу о предназначении сна. «Сон – не для мозга!» – говорит он. У него есть сторонники, а есть оппоненты. Пигарёвым восхищаются, с ним спорят, ему сочувствуют, с него берут пример. А еще Иван Николаевич — праправнук Тютчева, и его детство в Мураново в фильме неожиданно вплетается в историю научного поиска.
Этот фильм — об исследовании сна и жизни в науке.
Производство: ООО «Студия «Риск-Фильм» при поддержке Министерства культуры РФ.
ФЕСТИВАЛЬНОЕ ПРОДВИЖЕНИЕ — CINEPROMO
Еще десять лет назад сложно было представить, что незрячий человек может вернуть зрение с помощью протезов. Наши герои смогли. Григорий и Антонина сделали операции по внедрению имплантата в сетчатку глаза. После долгой реабилитации они успешно пользуются новым «бионическим» зрением. Антонина может даже читать текст, написанный большими буквами. Сегодня наука – на пороге другой удивительной технологии. Авторы фильма были свидетелями первой операции по внедрению имплантата в зрительную кору. Драматичные истории в фильме чередуются с научными разговорами об устройстве и смысле зрения.
Производство: ООО «Студия «Риск-Фильм» при поддержке Министерства культуры РФ.
ФЕСТИВАЛЬНОЕ ПРОДВИЖЕНИЕ — CINEPROMO
На фоне популярной темы «чипирования» и страхов людей стать подконтрольными искусственному интеллекту авторы фильма находят драматичные истории, где «чип в голове» – жизненная необходимость. К чему ведут научные открытия последних десятилетий, можно ли с помощью таких технологий управлять людьми и какие нейроэтические вопросы возникают в связи с их использованием?
Производство: ООО «Студия «Риск-Фильм» при поддержке Министерства культуры РФ.
Дети собирают пазл под руководством робота, один из героев 20 лет живет с синтетической женщиной, второй уверяет, что он сам – киборг… Отодвинув немного в сторону привычный для подобных научно-популярных фильмов рассказ о технологиях, фильм выносит на передний план тему отношений и взаимодействия людей и роботов. Среди героев-ученых — не только робототехники, но и психологи. Почему антропоморфные роботы вызывают страх? Можем ли мы жить с ними как с полноценными партнерами? И где граница между роботом и человеком?
Производство: ООО «Студия «Риск-Фильм» при поддержке Министерства культуры РФ.
Сможем ли мы когда-нибудь понять работу мозга, победить болезнь Паркинсона, дать возможность парализованным людям взаимодействовать с внешним миром и ощутить протез как свою собственную руку? Второй фильм об исследованиях мозга, в котором ученые проводят эксперименты, спорят и размышляют ‒ не только о практической стороне науки, но и о её влиянии на наши представления о мире, о свободе и о нас самих.
Производство: ООО «Студия «Риск-Фильм» при поддержке Министерства культуры РФ и INEY productions.
Что такое человеческий мозг? Орган центральной нервной системы, суперкомпьютер или хозяин, управляющий жизнью человека? Авторы начали снимать фильм о современных исследованиях мозга в поиске ответа на вопросы: могу ли я управлять своим поведением, своей физиологией, своим сознанием или я полностью зависим от нейронной сети? Герои фильма — ученые и люди, которые попадают в поле их зрения, — дают разные ответы, распутывая сложнейшие механизмы того, как функционирует наш мозг.
Производство: ООО «Студия «Риск-Фильм» при поддержке Министерства культуры РФ.
6 серий
Мы долго шли к тому, чтобы выложить фильмы «Мозг. Вторая Вселенная» и «Мозг. Эволюция» в свободный доступ, и решили сделать это в формате интернет-сериала. У нас получилось 6 серий, в которые вошли как эпизоды из фильмов, так и невошедший в них материал. И немного досъемок.
Проект реализован в партнерстве с сообществом «Курилка Гутенберга» при поддержке Института развития интернета.